[об авторе]
 [все произведения автора]
|
|
|
|
|
140
Саулиус Бержинис беседует с Региной Прудниковой: из Вашингтонского музея Холокоста, Коллекции Джеффа и Тоби Херра.
Многие бедные литовцы служили евреям. Евреи были милосердными людьми.
Я также служила, но потом я ушла, я боялась ... потому что я была очень красная, крупная, но, говорили, что евреи не живут без крови христиан, на праздники должны имейть хоть каплю крови.
Когда немцы пришли, евреи не имели права ни на что. Литовцы грабили магазины, несли все ... Всго наприносили, и я принесла. Что вы принесли?
Я принесла материала из еврейского магазина и обуви, но ботинки были разные.
И тогда евреев выгнали из дома на площадь. С оружием и окружили. построили в ряды. Все гнали, потому что они просили всех пойти и сказали, что они отдадут имущество, дома, квартиры. Тогда много
кто жил здесь, в еврейской собственности.
Затем в ресторане «Липке» были торги, покупали, рвали, возили ... В ресторане Липки была загружена одежда, куда ее привозили на лошадях. Из окон бросали покрывала, подушки, одеяла, это люди хватали, кто что успел схватить, и Иисус, что здесь происходило ...
Кто бросал?
Те, кто участвовал в стрельбе. Те и бросали. Лучшее из вещей, мебель оставили себе.
Когда вы зашли, то увидели эту мебель?
Я знаю, что у них ничего не было, нищих, а потом я посмотрела, я увидела пальто каракулевое ... жена кузена надела. Обуви был полный коридор.
Я взяа бордовые сапоги из замши, а он вышел и отобрал. Сказал это моё. Я говорю - не твое, а евреев.
Там вероятно, были и золотые кольца ...
Это было ... они избавились от них голыми, которые были более богатыми. Зуб вынимали ... Так я купила один зуб.
141
Вы купили зуб? Можно было купить зуб?
Да, да, золотой. Я заплатил небольшую цену. Когда руммкие пришли, купила у одной женщины
.Где этот зуб сейчас?
Здесь (показывает золотой зуб во рту пальцем). Расплавили и сделали мне зуб.
Мужчина той женщины стрелял евреев, он продал его мне с целой коронкой
Так покупали коронку с зубом?
Да, с зубом.
.Это, значит, и вы нажились от евреев?
Как это я нажилась?
Я ведь купила этот зуб.
1998. апрель
VI. НАШИ. Спасатели.
Я знаю только несколько евреев, спасенных со времен нацистской оккупации от смерти: театралов Ирену Вейсайте, Марка Петухаускаса и Каму Гинкаса. Я не знала спасателей ни одного.
Так я думал, пока не увидела стенд о докторе Пятрасе Баублисе в лобби в еврейской общины. Бублис был евреем? Я не знала ... Нет, один из членов общины ответил мне. Он - Праведник Мира, который спасал евреев от смерти.
Пятрас Баублис - и мой спаситель.
Примерно в тринадцать лет меня мучилась сама и мои родители , но никто не мог обнаружить болезнь. Всевозможные врачи проверяли, они провели много исследований, но температура поднималась каждую ночь и постоянно мучила усталость.
Подростковый возраст или все таки болезнь?
В конце концов, кто-то сказал своим родителям связаться с доктором Пятрасом Баублисом. Он принял нас с отцом в своем доме в Вильнюсе на улице Шило. Задержались на час. Доктор увидел, что на моих легких на фотографии, то что не видели другие - начинается туберкулез. Он приказал немедленно вывести меня из школы на полгода и отвезти меня в санаторий на лечение, глотать лекарства и вдохать воздух соснового леса. Благодаря доктору Баублису, родители купили мне собаку, чтобы гуляла как можно больше в сосновых лесах.
Я был счастлива. Я окончила школу, в 1973 году поступила в Московский театральный институт, а в декабре того же года вернулся в Вильнюс. Назад должна была летать в декабре
143
на 16-й день. У меня был билет, но я вернулась, потому что у меня не было лекций, и я могла
остаться еще на несколько дней. В этот день лучшие литовские педиатры были доставлены в Москву
Накануне они были в Паневежисе, на конференции, а после нее на спектакле «Танго смерти» в Театре Юозаса Мильтиниса. Вылетел в Москву
и Петрас Баублис тогда ему было 59 лет. Самолет Ту-124 разбился около Минска. Петрас Баублис погиб. Все врачи, все пассажиры самолета, погибли.
Я осталась в живых.
В 1977. Петрас Баублис был признан Праведником мира .
Скольким детям доктор Петрас Баублис спас жизнь во время войны?
Не одному десятку ... Может быть, спасенные еврейские дети были отданы литовским семьям
и не знают свои корни, не знают, что данная им врачом инъекция, усыпившая их на несколько часов была первым шагом из зоны смерти?
В течение двух лет, с 1942 по 1944 год, он работал в Каунасском доме ребенка директором «Колыбельки». Они находились в Вилиамполе, недалеко от границы с еврейским гетто.
Говорит еврейка Рут, доктором Баублисом принятая, как Ирена Балтадуоните:
Я был ввнесена из гетто 17-летней еврейкой, которая не была похожа на еврейку. С доктором Баублисом было соглашено, что он оставит меня на у входа в «Колыбельку» завтра.
Я спала усыпленная лекарствами, и ранним зимним утром меня отвезли как сверток одежды. К счастью, немцы не проверяли, потому что иначе это была бы смерть обоим. В этом пакете записано было мое поддельное имя и фамилия, с которой я и росла в «Колыбельке» у доктора Баублиса *
История одного ребенка особенно странная:
Один полицейский нашел девочку и принес ее к доктору Баублису в детскую с следующими словами: «У меня есть сын, но у меня нет дочери. И я хочу, чтобы этого красивого ребенка вырастить . «Д-р Баублис считал, что это лучший вариант, потому что
* Gyvybę ir duoną nešančios rankos. 4 knyga. Vilnius: Valstybinis Vilniaus Gaono žydų
muziejus, 2009, p. 198.
144
у полицейского она будет в безопасности ... Утром он дал девочке конфету, она сказала «кеке», так еврейские дети называли сладости от слова «зукерке». Поскольку этот литовский полицейский вырос среди евреев, он понял, что это девушка из гетто,И поэтому немедленно вернул ее к воротам гетто * Говорит сестринская сестру в «Яслях»:Дети были подстрижены, их головы покрыты перманганатом калия.Гестапо проверяло ясли два или три раза в неделю глубокой ночью. **
Когда гестапо узнало, что число брошенных детей значительно выросло в яслях возле гетто, сотрудникам запретили запирать дверь ночью. Ясли должен были быть открыты 24 часа в сутки, чтобы проверять их.
*То же, с. 200.
** такой же, p. 204.
В марте 1944. за так называемое «Детскую акцию» в каунасском гетто от содержания под стражей матерей дети были отобраны. В то время 1300 беспомощных людей - детей и престарелых - вывезли в концентрационные лагеря. Их ждали газовые камеры Аушвица и Дахау.Еврейский музей Вильнюского Гаона в 2002 году опубликовал книгу - список литовских людей, которые спасали евреев. В нем насчитывается 2559 фамилии.Спустя 10 лет Центр изучения геноцида и сопротивления литовского народа подготовил список людей, которые, вероятно, участвовали в Холокосте и опубликовали его на Веб-странице. В этом списке есть 2055 имен.Таким образом, в Литве было больше спасателей. Официально.Список Центра геноцида в 2012 был передан правительству Литовской Республики. Так сообщается. Видимо, наше правительство последовательно следит за этим с той же позиции, выраженное в простых словах историком Нериусом Шепетисом: «Те, кто участвовал в убийстве наших евреев в Литве, - были в основном литовцы. Ну и что?
VII. Сегодняшний взгляд.
Интервью с историком
Саулюсом Сужедялисом - историком из Университета Пенсильвании (США) в Милсвилле
Почетный профессор, член международной комиссии по расследованию преступлений в период нацистской и советской оккупации, автор книг и публикаций о Холокосте.
Вы слышали о списке лиц возможно причастных к Холокосту, составленному по поручению правительства Исследовательским центром геноцида и сопротивления ?
Нет, я не слышал. Обязательно поинтересуюсь.
Насколько, вам известно, наши, литовцы, участвовали в Холокосте во время нацистской оккупации?
В Литве немцы, которые были непосредственно вовлечены в массовое убийство евреев, были в меньшинстве - несколько сотен (различные службы безопасности и вермахта). Местные, в основном этнические, литовцы составляли гораздо большее число: они убивали напрямую, по крайней мере несколько тысяч, и это противоречит мифу об убийцах евреев, как «маленькой горсти подонков». Так много или мало?
Историк Соломон Атамукас пытался решить этот вопрос, но, по его словам, вычислить количество преступников было затруднено, не хватало выражения определения степени виновности.
Тем не менее, следует предположить, что его вывод логически приемлем: «Во время преследования евреев, погромов, тысячи местных жителей принимали участие в процессе грабежа, загона в гетто, их охраны, дальнейшей концентрации, передвижения, транспортирования и расстрела ».
147
Кто, на ваш взгляд, были самими убийцами и почему они убивали?
Монография Кристофа Браунинга попыталась ответить на этот фундаментальный вопрос
«Обычные мужчины». Автор изучил типичный немецкий полицейский батальон в Польше. Этой частью из солдат старшего резервного возраста (около 500 человек) была убито или депортировано в лагеря смерти 83 000 евреев. По словам Браунинга, батальон участвовал в массовых убийствах в основном от повиновения командирам, а также чуствуя психологическое давление сослуживцев. Браунинг считает, что антисемитизм, ненависть к жертвам, нацистская идеология были не так важны. Повиновение бюрократическому механизму, приказам командиров и лояльность к соратникам играли главную роль в превращении в
убийц «обычных людей». Садистов, убежденных нацистов было меньшинство.
Насколько был важен антисемитизм литовцев в отношении Холокоста?
Антисемитизм в Литве после оккупации большевиков был очень важным фактором. До тех пор проявления антисемитизма были, но массового насилия на самом деле не было. Антанас Сметона не был антисемитом, и его политика была умеренной по отношению к евреям. Однако после советской оккупации в 1940 году, было убеждение, что евреи
предали Литву, потому что они встречли большевиков цветами. Считалось также, что энкависты были в основном евреями, хотя на самом деле большинство из них были русскими, хотя
конечно, были и литовцы, и евреи. Литовцы считали, что евреи не пострадали от Советов, хотя факты показывают, что советские оккупанты отняли земли и другие активы как от евреев, так и от литовцев. Вместе с литовцами в 1941 году было депортировано в июне много литовских евреев.
Какую роль играет временное правительство Литвы в Холокосте?
Не так давно был на эту тему разговор с одним крупным политиком. Он утверждал, что лояльность временного правительства к нацистам была частью стратегии поиска независимости Литвы, и мы не должны сейчас судить об этом с башни (позиции) современности и обвинять литовских лидеров того времени, которые сделали все для Литвы. Члены тогдашнего правительства сами боялись репрессий, опасаясь, что немцы их арестуют. Однако я убежден, что, если вы уже сказали, что после восстановления независимой Литвы и принятия моральной ответственности за это в своей риторике, то надо было и действовать соответственно. Решения правительства, дискриминирующий евреев закон
148
противоречил Конституции 1938 года, принятой Независимой Литвой, в которой провозглашалось, что все граждане равны. Если LLV объявило о восстановлении этой Литвы до 1940 года - значит, литовская Конституция была действительна.
Если бы это считалось иначе, в Конституцию Литовской Республики должны были быть внесены поправки, чтобы принимать евреев дискриминирующие постановления.
Мне кажется, что Временное правительство просто не поняло сущность вызвнного фашизмом геноцида, они думали, что национал-социалисты были одинаковы с немецкими патриотами, возможно, с крайними или других оттенков. И были предупреждения Литве. Ещё, в 1933 году. известная
фигура партии таутининку (народной) Валентинас Гаутис писал об опасностях, которые, когда Гитлер пришел к власти, угрожают Германии. А по оценке с башни сегодняшней мудрости ... мы ведь ценим советских сотрудников с сегодняшних позиций и осуждаем тех, кто принес в Литву Сталинское солнце. Поэтому и в этом случае должна быть последовательность.
В 1941. Временное правительство было в смятении. Конечно, немецкая армия освободила Литву от большевистского ига. Однако нацистская политика уже была очевидна из их действий в Польше и первых шагов в Литве. Гитлеровская война в Западной Европе не была разрушительной. Скажем, фюрер уважал Англию и считали ее равной Германии. Но планы Гитлера по Восточной Европе были совсем другие. Это была война на уничтожение. Люди гитлеровского окружения прошли Первую мировую войну и знали, почему она была проиграна: из-за лишений и голода. Начав новую войну в Европе, было принято решение, что немецкая армия не будет недоставать пищи ни при каких обстоятельствах - ее будет поставлять немцам Восточная Европа. Это требовало резкого сокращения числа людей, живущих там. Сперва уничтожались евреи Восточной Европы, а затем, по-видимому, были бы приняты и другие решения.
Временное правительство Литвы, при приходе немцев не справлялось с ситуацией, даже не командовало армией. На практике было безвластие. Таким образом, LLV не организовывало расстрелы еврев и не поддерживало их. Начиная с 1941 года. к концу июля немцы стали править сами Литвой, используя так называемых «советников» - настоящих коллаборационистов, а также восстановленную LLV администрацию, местную полицию.В 1941.- август, сентябрь, октябрь - самая кровопролитная страница в истории Литвы, когда за
149
очень большое количество людей были убиты в течение очень короткого времени, абсолютное большинства литовских евреев. Генерал Петрас Кубилюнас был бы сильно осужден к союзникам за то, что он сделал при нацистском правлении в Литве.
Каков опыт других европейских стран - кто-нибудь более серьезно выступал против нацистского геноцида евреев?
В Литве во время немецкой оккупации было убито 90-95 процентов евреев.
Между тем, в Дании 90 процентов евреев сбежали. В 1943. после того, как немцы отменили датский протекторат и ввели оккупационный режим, датское антинацистское Сопротивление организовало перемещение около 7 000 сограждан-евреев в Швецию, таким образом, изъяв 90 процентов евреев из числа погибших. В 1999. в Вашингтоне состоялась впечатляющая выставка плакатов из Театра Вильнюсского гетто. Выступая на открытии встречи, Том Лантос, член Палаты представителей США, происходящий из Венгрии. В молодости он пережил Холокост, но выжил благодаря известному шведскому дипломату Раулю Валленбергу. В своем выступлении Лантос назвал датчан в качестве примера для Литвы, неспособной защитить своих сограждан. Согласно Лантоса, датчане, даже спасли собак еврейских соседей, которые покинули свой дом и бежали в Швецию - после войны они вернули их хозяевам, вымытыми и причесаными.
Но очевидно, что случай Дании был исключительным, там немецкая оккупация, по сравнению, скажем, с Польшей, была, можно сказать, нежной. В Венгрии и Румынии, где массово-фашистские движения доминировали в межвоенный период, которого не было в Литве, процент евреев, переживших Холокост, значительно больше (половина евреев Румынии спаслось). Франция потеряла около четверти еврейских граждан, а из Голландии вывезено и уничтожено три четверти еврейской общины. Венгерский случай особенно поучительный.
До весны 1944 года в стране насчитывалось еще 800 000 евреев. Во время войны многие из них подвергались репрессиям и преследованиям, часть из них была убита, но венгерский лидер адмирал Миклош Хорти не соглашался на требования Берлина отдать евреев на смерть. Начало уничтожения большинства венгерских евреев связано
с марта 1944 года - немецкое вторжение в и введение прогерманского марионеточного правительства . Когда Рейх фактически получил исполнительную власть в стране, штаб Адольфа Эйхмана начала массовую депортацию венгерских евреев в лагеря смерти.
150
Я бы сказал,напрашивается вывод, что наименьшая вероятность бегства была там, где немцы ввели непосредственную оккупационную власть и включили местные административные структуры в сотрудничество. Вышеупомянутые примеры показывают, что местные сотрудники и антисемитизм населения способствовали работе берлинских планировщиков.
Какова роль католической церкви в Холокосте? В конце концов, даже в батальонах смерти были капелланы, и они отпускали грехи убийц, верно?
Католическая церковь в Литве как институт с огромным моральным авторитетом не осуждала публично еврейский геноцид. Взгляд митрополита Йозапа Йона Скквирецкаса на ситуацию был неоднозначным: например, из дневника видно, что Сквирецкас боялся событий, происходящих в Каунасе
погромов и даже пытался повлиять на ситуацию. С другой стороны, он читал и хвалил некоторые из сочинений Гитлера ... Епископ Винцентас Бризгис публично поздравлял «освободивших» Литву нацистов, но поддерживал усилия монахов, чтобы помочь евреям, которые были заключены в гетто. Некоторые священники спасали евреев и с кафедры
осуждали убийц. Однако это были отдельные случаи. В архиве сохранилось Апостольское послание для приходов, епископа Тельшяй Юстинаса Стаугайтиса в 1941 году. 10 июля в котором он призывает не мстить, не подвергать насилию и не обижать, а даже помогать им, четко имея в виду евреев. Это сильный текст.
К сожалению, насколько я знаю, это единственное документированное письмо такого типа иерарха. В сентябре 1941. Юозас Бразайтис-Амбражевичюс, глава LLV посетил Сквирецкаса и призвал священнослужителя присоединиться к публичнму заявлению, в котором говорится о отделении (отстранении) литовского народа от массовых убийств, которые уже стали массовыми. Но митрополит отказался и из этого намерения ничего не вышло.
Нас, литовцев, евреи обвиняют в том, что почитаем военных преступников, строя им памятники и называя улицы их именами. Но это правда ...
Давайте не будем говорить о главах ЛАФ и временном правительстве, но это памятники, непосредственно уничтожавшим евреев. Существует памятник Юозасу Барзде, школа Йонаса Норейки, площадь Юозаса Крикштапониса, племянника Антанаса Сметоны и памятник ему на ней.
151
Это большая проблема. Скажем, названный в честь Крикштапониса площадь в Укмерге. Да, он был партизаном, но прежде, в годы нацистской оккупации, он был определенно скомпрометирован. Однако таких случаев не так много. Весь этот шум с реабилитацией партизан произошел в начале независимости, не полностью осознавая некоторые вещи. Саюдис, эйфория независимости, всеобщая
реалибитация партизан, и здесь кто-то начинает прицепляться из-за их деятельности в годы нацистской оккупации. Каждый партизан считался героем. Это была психология автоматической реакции: все, кто был плохим для русских, хороши для нынешней Литвы. Вернувшись к независимости, отправляйться в архивы КГБ не было большого желания.
Когда архивы КГБ были захвачены и охранялись людьми Саюдиса, я однажды обратился к ним с историком Валентином Брандишаускасом.
Эти хранители встретили зло, они были подозрительны, они не понимали, что мы искали здесь. Кстати, президент В. Адамкус однажды пригласил меня и спросил, следует ли давать орден одному репрессированному партизану. Я сказал вам надо посмотреть, что делал, что делал любой другой советами репрессированный человек, которому сейчас вручают награды. На самом деле не все сопротивление было святым. Ясно, что политическое давление велико. И не только здесь, но и в изгнании. Военный преступник Антанас Импулевичюс был избран председателем литовской общины в Филадельфии - он просто сказал, что он служат в немецкой армии, и ни у кого никаких подозрений не возникало.
Как вы думаете, мы когда-нибудь посмеем открыто взглянуть на нашу историю?
А в Литве и за рубежом семь основных стереотипов все еще укоренены в умах некоторых людей:
1. Участие литовцев в массовых убийствах евреев было понятным ответом на участие евреев в уничтожении литовцев.
2. Литовские евреи хотя бы частично заслуживают своей судьбы, так как они составиляли эксплуатирующее литовцев закрытое общество во времена независимости и особенно провинились перед Литовским народом в первые советские времена, когда евреи пошли вместе с коммунистами, и не было евреев среди ссыльных.
3. Во время немецкой оккупации многие литовцы спасали евреев.
152
4. Весь геноцид евреев осуществлялся нацистами, иногда переодетых в литовскую униформу, и, возможно, им помогала горстка отбросов народа и бывших коммунистов, хотевших искупить свою вину.
5. Утверждения в западной прессе о литовских эсэсовцах являются клеветой, поскольку все мы знаем, что литовцы, в отличие от латышей и эстонцев, решительно отказались создать легион СС.
6. Обвинения против отдельных лиц, особенно отличившихся патриотической деятельностью, являются политическим маневром оккупантов на основе фальсифицированных документов КГБ.
7. Западные СМИ контролируются евреями, которые полностью сосредоточены на геноциде , игнорируя более широкомасштабные коммунистические преступления.
Пока господствуют эти стереотипы основаные частично на исторических фактах, будет трудно оценить трезво самую кровавую страницу литовской истории . Мы все еще находимся в оборонительной позиции. Будучи в неадекватной позиции в этой ситуации, мы часто переходим в контратаку: а что вы делали? Я всегда думал, что если бы вы смогли критически оценить себя, тогда другие не могли бы обвинить вас, словно бы были обезоружены. Придет время, когда все равно мы все будем должны открытыто сказать себе, что такова была наша история и что в ней было плохого.
Постскриптум первой части.
Самый важный вопрос, который я подняла в начале книги, - это глава о Холокосте в учебнике 10 класса : Кто являются виновниками?
Литовское правительство?
Кучка подонков?
Тысячи литовцев?
Историк Саулюс Сужидялис говорит: по крайней мере несколько тысяч. В списке (тайном) причастных к Холокосту, включенных в список Центра изучения геноцида и сопротивления Литвы, можно назвать 2055 имен. Римантас Загрецкас (Rimantas Zagreckas), автор социального портрета убийцы евреев, пишет, что Специальный архив содержит несколько тысяч случаев, связанных с Холокостом.
По словам историка Арунаса Бубниса, во время немецкой оккупации около 12 000-13 000 солдат служили в батальонах самообороны. По меньшей мере 10 батальонов так или иначе способствовали Холокосту. Так убийц было 5000-6000?
По словам Альфонсаса Эйдинтаса, рейху служили около 20 батальонов самообороны.
154
Историк Людас Труска называет около 10 000 участников Холокоста.
Холокост в Литве состоял из двух частей, двух преступлений. Первой была изоляция евреев, скопление их во временных лагерях, создание условий для второго - массового уничтожения.
Некоторые работали в разных правительственных учреждениях разного уровня. Другие были членами литовских вооруженных структур - литовской вспомогательной полиции, Национальной службы охраны труда и вспомогательных полицейских (белоповязочники) подразделений, в основном подчиненных главам штаба литовской полиции. Третие служил в батальонах самообороны. В Литве
было сформировано 26 батальонов самообороны, в которых служило 12 000-13 000 солдат. *
По мнению израильских историков, в дополнение к нацистским военным структурам в каждой провинции были десятки людей, которые сотрудничали
с оккупационными властями и вносили вклад в изоляцию и убийство евреев. По их словам, при расчете всех прямых и косвенных участников Холокоста общее число их в Литве достигнет 23 000 человек.
Правда, возможно, посередине. Между 10 000 и 20 000. Историки, с которыми я говорила, считают, что, по крайней мере, предположительно количество игроков в Холокост будет возможно, если пять историков будут работать не менее пяти лет, изучая десятки тысяч дел в специальном архиве
А также материалы из израильских, польских, латышских, белорусских и немецких архивов.
В течение 25 лет независимости Литвы таких исследований историкам никто не заказал .
Так что, вероятно, число участников Холокоста в Литве мы никогда этого не узнаем. Однако мы всегда будем знать, что их было слишком много.
* Alfredas Rukšėnas. Lietuvos gyventojų stojimo į Kauno savisaugos batalionus 1941 m.
vasarą ir rudenį motyvai. Iš: Genocidas ir rezistencijay 2012, Nr. 2 (32), p. 40.
* Альфред Рукшенас. Присоединение жителей Литвы к батальонам самообороны Каунаса в 1941 году.
Летние и осенние мотивы. От: Геноцид и Сопротивление 2012, №. 2 (32), с. 40.
155
содержание
часть первая
Поездка в тьму
я. «Опять евреи?»
/ 9
Как все начиналось
/
9
Моя семья - жертвы или нет?
/
13
«Быть евреем» - это игра с последствиями
/
16
Евреи - кто они?
/
21
Противостояние с врагом
/
28
А мы отвечаем за свою собственную историю?
/
33
II. Наши. Дети, которые видели
/ 36
Лаимонас Норайка / 36
Джулиус Смулкстис / 39
Антанас Kmieliauskas / 41
Мартинайтис / 43
III. Наши. Политики
/ 45
Литовские активисты / 48
Литовские временные / 58
Советники и консультанты / 68
4. Наши. Расстрельщики евреев.
/ 74
Национальная охрана труда / 74
• Зубной техник и Co
/ 77
• Летающие убийцы
/ 85
Особенные мужчины / 89
• Паняряй: Портреты свидетелей
/ 90
• Студенческий портрет
/ 95
• Портрет почтальона.
/ 97
• Через тридцать лет: Сны убийцы
/ 104
• Портреты убитых
/ 107
• Не сгорели в аду: свидетельство сжигателя
/ 113
• Судьбы участников пециального отряда.
/ 116
содержание
6
Командированные убивать / 119
Убийцы с человеческим лицом / 132
V. Литва разбогатела.
/ 138
Vi. Наши люди. Спасатели
/ 143
Vii. Сегодняшний взгляд. Интервью с историком
/ 147
Первая часть
Постскриптум
/ 154
Мусишкяй - Рута Ванагайте
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ПУТЕШЕСТВИЕ С ВРАГОМ.
159
Литовские историки говорят, что Холокост в провинции Литва - белое пятно, явление, которое не изучалось в последние годы. Логика жизни гласит, что
В Литве было очень мало людей, которые видели смерти евреев, которые видели это своими глазами.
Тем, кому было 10 лет в 1941 году, сейчас 85. Тем, кому было 7 лет, сейчас 82 года. Мои личные обязательства после окончания проекта «Быть евреем» - выкапывть правду не только в архивах и в книгах историков, но и побывать на местах массовых убийств и говорить со свидетелями, которые еще живы, и до сих пор помнят. Ехать одной?
С кем-то - но никто не будет иметь для этого время а нанимать другого человека не на что.
Что остается? Путешествие с врагом? Путешествие к правде ... Удастся ли? Согласен ли враг Литвы с такой авантюрой, знает ли он и без поездки, что в Литве все являются убийцами?
Я написала письмо Эфраиму Зурову - я предложила путешествовать по 12 городам Литвы и местечкам. Он может выбрать половину из них - штетлы родителей, бабушек и дедушек или городов, которые были самыми важными еврейскими культурными центрами. С другой стороны я бы выбрала - места рождения моих родителей или бабушек и дедушек - это мой город. Бензин пополам.
Ответ скоро пришел. Это было очень длинное письмо от литовского врага о своих связях с Литвой.
Эфраим Зуров. Литва в моей жизни.
С детства Литвы Литва значила для меня много. Мой дедушка родился здесь - Зейде, как его называли евреи, Шмуэль Лейб Зарас (его имя в Америке каким-то образом стало Самуэлем Л. Сару). Влияние моего деда в моей жизни было очень высоким - даже до того, как я родился. Фактически, он выбрал мое имя, почитая одну из жертв Холокоста в Литве. Это было решение, которое мистики считали роковым для меня как человека.
| | |