ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 13/04/2001
ЖЕНСКИЙ РОМАН О ЖУКОВСКОМ.
Б. Носик ЦАРСКИЙ НАСТАВНИК. Роман о Жуковском в двух
частях с двумя послесловиями.
М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.– 344 с.,
ил. ISBN 5-05-005169-X экз.
|
 |
Что такое роман о реальном человеке,
прожившем жизнь, о которой более или менее известно?
В первую очередь, это художественное произведение, не
претендующее на строгую историческую достоверность,
в котором автор, исходя из сложившегося у него образа
своего героя и соединяя вымысел (или домысел) с известными
свидетельствами, выстраивает его биографию. Именно такие
задачи и ставит перед собой маститый литературовед и
писатель Борис Носик. Соответственно, в контексте этих
задач следует его книгу воспринимать и оценивать.
К сожалению, в данном случае, задачи
вырождаются в претензию на нечто оригинальное, из ряда
вон выходящее, причем абсолютно необоснованно. Автор
пытается создать биографию Жуковского в форме высокохудожественного
текста, написанного языком, близким по стилистике эпохе
своего героя. Но читать то, что у него получилось, местами
просто невозможно. Натужно-вычурный, слащаво-елейный
стиль заливает мозги словесной патокой и вызывает, буквально,
физическое отторжение. Особенно явно это проявляется,
когда у автора мало фактического документального материала,
и он начинает "творить" художественную прозу или, "растекаясь
мыслью по древу", уходит в философское или психологическое
морализаторство. Чего стоят хотя бы немногочисленные
(слава богу) лирические отступления, в которых автор,
видимо, пробуя подражать гоголевскому стилю, общается
с читателем от первого лица: "Я смотрю на мирную, почти
валдайскую красоту бургундских холмов при дороге, ловлю
краешком глаза загадочную, неуловимую улыбку соседки
и думаю, что ничто не просто в Божьем творении и никакими
шаманскими заклинаниями не разъять тайну души…"
Вообще, всему роману присущ какой-то
ностальгический (автор много лет живет во Франции) и
одновременно снисходительный тон по отношению, как к
Жуковскому, так и к читателю. "Женственность черт",
"голубиная душа", "умница", "душевед", – вот какими
чертами награждает автор поэта. Такой образ великого
поэта, созданный автором, у нормального человека, по-моему,
не может вызвать симпатии, хотя воспитанным на женских
романах и мексиканских сериалах барышням вполне может
прийтись по душе.
Прекрасно оформленную книгу, изданную
большим тиражом, издательство, похоже, выпускало в свет
для устранения, действительно, существующего пробела
в популярной литературе о Жуковском (специальной литературе
о нем довольно много). Но в данном случае принцип "лучше
что-то, чем ничего" не проходит. Такая книга может напрочь
отбить у человека желание читать стихи и переводы Жуковского,
тогда как главное знакомство с поэтом должно происходить
именно через его творчество, а у В. А. Жуковского оно
того стоит.
(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!
|
ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 11/04/2001
МУЖ РЕГЕНТШИ, ОТЕЦ ИМПЕРАТОРА. Леонид Левин
Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих
(История "брауншвейгского семейства" в
России)
СПБ.: Петербургский писатель, 2000.– 352. 2000
экз.
|
 |
"Несколько портретов, разбросанных
по музеям разных стран, редкие монеты с запретным вензелем,
чудом не попавшие под пресс, скромные надгробные плиты
на могилах Анны Леопольдовны и четырех ее детей…" и
горы писем, воспоминаний, секретных предписаний и донесений
в архивах нескольких европейских стран, – вот, что досталось
истории от этого человека, да еще, пожалуй, водонапорная
башня, которую в середине двадцатого века случайно воздвигли
на том самом месте, где майской ночью 1776 года был
зарыт российский генералиссимус принц Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельский
Антон Ульрих.
Кто он был? Что мы о нем знаем? Образованный
человек (и то далеко не каждый), почесав затылок, скажет:
"Ну, это тот, кто был мужем регентши Анны Леопольдовны
и отцом императора-младенца Ивана Антоновича, который
царствовал (если это так можно назвать) всего год".
Вот, пожалуй, и все. Но за этим стоит 62-летняя, полная
драматических и трагических событий, жизнь человека,
сыгравшего не последнюю роль в истории России XVIII
века.
Подробному жизнеописанию Антона Ульриха
и его семьи посвящена монография питерского историка
Леонида Левина. Это серьезная, научная по содержанию,
и в то же время вполне литературная по форме и стилю
книга, основанная на немецких, российских и датских
архивных документах, рассказывает о политических интригах
русского двора, борьбе дворянских партий, истории международных
отношений того времени, складывании межгосударственных
коалиций и многом другом. Но центром повествования остается
судьба брауншвейгского семейства.
"Переворот 1741 г., поднявший на русский
трон Елизавету Петровну, разделил жизнь Антона Ульриха
на две неравные части." В первой части – внезапный для
рядового немецкого принца взлет: приглашение в 1733
г. в Россию, женитьба в 1739 г. на предполагаемой матери
будущего наследника престола, звание генералиссимуса,
высшие награды империи. Во второй – еще более внезапное
и сокрушительное падение: у него отбирают все, даже
имя; "в рапортах из разных тюрем он именуется сначала
"старший из известных персон", а со временем – "старик
известная персона". А время тянулось долго: в разных
тюрьмах Антон Ульрих провел больше тридцати четырех
лет".
После его смерти выжившей части семьи
все же удалось вырваться из "гостеприимной" России в
Данию, где автор прослеживает бесславный остаток жизненного
пути каждого из четырех детей бывшего российского генералиссимуса.
На этом брауншвейгская ветвь Антона Ульриха прерывается.
Автор не создает какой-то целостной
исторической картины эпохи, но и задачи такой он тоже
не ставит. Образы исторических персонажей, портреты,
генеалогические таблицы, гравюры и иллюстрации, как
кусочки мозаики, разбросаны по страницам книги, погружая
читателя в атмосферу России XVIII века.
ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ ЭТУ КНИГУ В МАГАЗИНЕ "БИБЛИОН" >>>
(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!
ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 09/04/2001
ВСЁ ТАЙНОЕ КОГДА-НИБУДЬ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.
В. П. Козлов
Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги
письменных источников по российской истории в
XX веке.
М.: РОСПЭН, 2001.- 224 с.,
ISBN 5-8243-0108-5 2000 экз.
|
 |
"Страсть к фальсификации исторических источников -
явление не только давнее, как и, скажем, письменность.
Оказывается, она и постоянна. Увы, это не только человеческая
непорядочность, не только человеческая слабость, какие
бы высокие цели ни преследовали фальсификаторы. Это
- порок, нравственный, политический, социальный". Изжить
его, как и другие человеческие пороки, невозможно, но
бороться с ним необходимо, тем более, что борьба эта
зачастую сродни детективной интриге, а самым достойным
и упорным муза истории Клио дарит незабываемые триумфы.
Истории таких триумфов-разоблачений в России XX века
посвящена книга прекрасного источниковеда-архивиста,
руководителя Федеральной архивной службы России, членкора
РАН В. П. Козлова. Книга содержит историю возникновения,
легализации, бытования и раскрытия подложных документов,
а иногда групп и целых комплексов сфальсифицированных
исторических источников XX века. Размер, вид, жанр,
тематика и цели подделок разнообразны. Здесь и письмо
Ленина от 1921, в котором он раскаивается в партии,
революции и констатирует крах коммунизма, и документы,
свидетельствующие о том, что в 1906-1912 гг. Сталин
был агентом царской охранки. Есть и более масштабные
и сложные подлоги: например, дневник фрейлины последней
российской императрицы Александры Федоровны А. А. Вырубовой,
содержащий горы сведений о двух десятилетиях из жизни
России, Царской фамилии и Г. Е. Распутина. Но фальшивки
XX века выпуска относятся не только к реалиям двадцатого
столетия, древняя история Руси и россов, возвеличенная
и удревленная, также занимает среди них достойное место.
Особенно яркие страницы книги посвящены рассказу о почти
50-летней полемике вокруг грандиознейшей фальсификации
древнерусской истории - "Влесовой книги" , ведущей историю
славяно-россов с IX в. до н. э. Автор вместе с читателем
проходят последовательный путь от "сенсационной" находки,
якобы сделанной полковником Белой гвардии Ф. А. Изенбеком,
до полного разоблачения изготовителя подлога Ю. П. Миролюбова
и его сообщников. Ну, чем вам не детектив? Разница только
в подлинности и реальности всех героев и событий, подтвержденных
ссылками и обширным научно-справочным аппаратом. Несмотря
на стопроцентно научный характер книги (последняя глава
вообще целиком посвящена типологии и классификации подлогов
исторических источников), читается она легко, на одном
дыхании и совершенно не требует от читателя специальной
исторической подготовки. Как показывает эта книга, историю
нельзя одурачить. Ввести в заблуждение можно людей,
но ненадолго, ведь в конечном итоге тайное становится
явным, а покровительница исторической правды Клио и
мы вместе с ней торжествуем.
ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ ЭТУ КНИГУ В МАГАЗИНЕ "БИБЛИОН" >>>
(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!
|