СтихиЯ
спонсор
 

ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 13/04/2001

ЖЕНСКИЙ РОМАН О ЖУКОВСКОМ.

Б. Носик
ЦАРСКИЙ НАСТАВНИК. Роман о Жуковском в двух частях с двумя послесловиями.

М.: ОАО Издательство "Радуга", 2001.– 344 с., ил. ISBN 5-05-005169-X экз.

Изображение обложки

Что такое роман о реальном человеке, прожившем жизнь, о которой более или менее известно? В первую очередь, это художественное произведение, не претендующее на строгую историческую достоверность, в котором автор, исходя из сложившегося у него образа своего героя и соединяя вымысел (или домысел) с известными свидетельствами, выстраивает его биографию. Именно такие задачи и ставит перед собой маститый литературовед и писатель Борис Носик. Соответственно, в контексте этих задач следует его книгу воспринимать и оценивать.

К сожалению, в данном случае, задачи вырождаются в претензию на нечто оригинальное, из ряда вон выходящее, причем абсолютно необоснованно. Автор пытается создать биографию Жуковского в форме высокохудожественного текста, написанного языком, близким по стилистике эпохе своего героя. Но читать то, что у него получилось, местами просто невозможно. Натужно-вычурный, слащаво-елейный стиль заливает мозги словесной патокой и вызывает, буквально, физическое отторжение. Особенно явно это проявляется, когда у автора мало фактического документального материала, и он начинает "творить" художественную прозу или, "растекаясь мыслью по древу", уходит в философское или психологическое морализаторство. Чего стоят хотя бы немногочисленные (слава богу) лирические отступления, в которых автор, видимо, пробуя подражать гоголевскому стилю, общается с читателем от первого лица: "Я смотрю на мирную, почти валдайскую красоту бургундских холмов при дороге, ловлю краешком глаза загадочную, неуловимую улыбку соседки и думаю, что ничто не просто в Божьем творении и никакими шаманскими заклинаниями не разъять тайну души…"

Вообще, всему роману присущ какой-то ностальгический (автор много лет живет во Франции) и одновременно снисходительный тон по отношению, как к Жуковскому, так и к читателю. "Женственность черт", "голубиная душа", "умница", "душевед", – вот какими чертами награждает автор поэта. Такой образ великого поэта, созданный автором, у нормального человека, по-моему, не может вызвать симпатии, хотя воспитанным на женских романах и мексиканских сериалах барышням вполне может прийтись по душе.

Прекрасно оформленную книгу, изданную большим тиражом, издательство, похоже, выпускало в свет для устранения, действительно, существующего пробела в популярной литературе о Жуковском (специальной литературе о нем довольно много). Но в данном случае принцип "лучше что-то, чем ничего" не проходит. Такая книга может напрочь отбить у человека желание читать стихи и переводы Жуковского, тогда как главное знакомство с поэтом должно происходить именно через его творчество, а у В. А. Жуковского оно того стоит.

(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!




ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 11/04/2001

МУЖ РЕГЕНТШИ, ОТЕЦ ИМПЕРАТОРА.

Леонид Левин
Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих
(История "брауншвейгского семейства" в России)

СПБ.: Петербургский писатель, 2000.– 352. 2000 экз.

Изображение обложки

"Несколько портретов, разбросанных по музеям разных стран, редкие монеты с запретным вензелем, чудом не попавшие под пресс, скромные надгробные плиты на могилах Анны Леопольдовны и четырех ее детей…" и горы писем, воспоминаний, секретных предписаний и донесений в архивах нескольких европейских стран, – вот, что досталось истории от этого человека, да еще, пожалуй, водонапорная башня, которую в середине двадцатого века случайно воздвигли на том самом месте, где майской ночью 1776 года был зарыт российский генералиссимус принц Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельский Антон Ульрих.

Кто он был? Что мы о нем знаем? Образованный человек (и то далеко не каждый), почесав затылок, скажет: "Ну, это тот, кто был мужем регентши Анны Леопольдовны и отцом императора-младенца Ивана Антоновича, который царствовал (если это так можно назвать) всего год". Вот, пожалуй, и все. Но за этим стоит 62-летняя, полная драматических и трагических событий, жизнь человека, сыгравшего не последнюю роль в истории России XVIII века.

Подробному жизнеописанию Антона Ульриха и его семьи посвящена монография питерского историка Леонида Левина. Это серьезная, научная по содержанию, и в то же время вполне литературная по форме и стилю книга, основанная на немецких, российских и датских архивных документах, рассказывает о политических интригах русского двора, борьбе дворянских партий, истории международных отношений того времени, складывании межгосударственных коалиций и многом другом. Но центром повествования остается судьба брауншвейгского семейства.

"Переворот 1741 г., поднявший на русский трон Елизавету Петровну, разделил жизнь Антона Ульриха на две неравные части." В первой части – внезапный для рядового немецкого принца взлет: приглашение в 1733 г. в Россию, женитьба в 1739 г. на предполагаемой матери будущего наследника престола, звание генералиссимуса, высшие награды империи. Во второй – еще более внезапное и сокрушительное падение: у него отбирают все, даже имя; "в рапортах из разных тюрем он именуется сначала "старший из известных персон", а со временем – "старик известная персона". А время тянулось долго: в разных тюрьмах Антон Ульрих провел больше тридцати четырех лет".

После его смерти выжившей части семьи все же удалось вырваться из "гостеприимной" России в Данию, где автор прослеживает бесславный остаток жизненного пути каждого из четырех детей бывшего российского генералиссимуса. На этом брауншвейгская ветвь Антона Ульриха прерывается.

Автор не создает какой-то целостной исторической картины эпохи, но и задачи такой он тоже не ставит. Образы исторических персонажей, портреты, генеалогические таблицы, гравюры и иллюстрации, как кусочки мозаики, разбросаны по страницам книги, погружая читателя в атмосферу России XVIII века.

ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ ЭТУ КНИГУ В МАГАЗИНЕ "БИБЛИОН" >>>

(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!




ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 09/04/2001

ВСЁ ТАЙНОЕ КОГДА-НИБУДЬ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.

В. П. Козлов
Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке.

М.: РОСПЭН, 2001.- 224 с.,
ISBN 5-8243-0108-5 2000 экз.

Изображение обложки

"Страсть к фальсификации исторических источников - явление не только давнее, как и, скажем, письменность. Оказывается, она и постоянна. Увы, это не только человеческая непорядочность, не только человеческая слабость, какие бы высокие цели ни преследовали фальсификаторы. Это - порок, нравственный, политический, социальный". Изжить его, как и другие человеческие пороки, невозможно, но бороться с ним необходимо, тем более, что борьба эта зачастую сродни детективной интриге, а самым достойным и упорным муза истории Клио дарит незабываемые триумфы. Истории таких триумфов-разоблачений в России XX века посвящена книга прекрасного источниковеда-архивиста, руководителя Федеральной архивной службы России, членкора РАН В. П. Козлова. Книга содержит историю возникновения, легализации, бытования и раскрытия подложных документов, а иногда групп и целых комплексов сфальсифицированных исторических источников XX века. Размер, вид, жанр, тематика и цели подделок разнообразны. Здесь и письмо Ленина от 1921, в котором он раскаивается в партии, революции и констатирует крах коммунизма, и документы, свидетельствующие о том, что в 1906-1912 гг. Сталин был агентом царской охранки. Есть и более масштабные и сложные подлоги: например, дневник фрейлины последней российской императрицы Александры Федоровны А. А. Вырубовой, содержащий горы сведений о двух десятилетиях из жизни России, Царской фамилии и Г. Е. Распутина. Но фальшивки XX века выпуска относятся не только к реалиям двадцатого столетия, древняя история Руси и россов, возвеличенная и удревленная, также занимает среди них достойное место. Особенно яркие страницы книги посвящены рассказу о почти 50-летней полемике вокруг грандиознейшей фальсификации древнерусской истории - "Влесовой книги" , ведущей историю славяно-россов с IX в. до н. э. Автор вместе с читателем проходят последовательный путь от "сенсационной" находки, якобы сделанной полковником Белой гвардии Ф. А. Изенбеком, до полного разоблачения изготовителя подлога Ю. П. Миролюбова и его сообщников. Ну, чем вам не детектив? Разница только в подлинности и реальности всех героев и событий, подтвержденных ссылками и обширным научно-справочным аппаратом. Несмотря на стопроцентно научный характер книги (последняя глава вообще целиком посвящена типологии и классификации подлогов исторических источников), читается она легко, на одном дыхании и совершенно не требует от читателя специальной исторической подготовки. Как показывает эта книга, историю нельзя одурачить. Ввести в заблуждение можно людей, но ненадолго, ведь в конечном итоге тайное становится явным, а покровительница исторической правды Клио и мы вместе с ней торжествуем.

ВЫ МОЖЕТЕ КУПИТЬ ЭТУ КНИГУ В МАГАЗИНЕ "БИБЛИОН" >>>

(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!


Подпишитесь на нашу рассылку через Subscribe.Ru!
ГКО: Гуманитарное Книжное Обозрение

EZHEdnevki TopList
Дизайн и программирование - aparus studio. Идея - negros.