ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 04/05/2001
Антология вождя.
Вайскопф М. "Писатель Сталин".
М.: Новое литературное обозрение, 2001.- 384
с. ISBN 5-86793-102-1 2000 экз.
|
|
Человек пишет и говорит так, как он
мыслит. Это не значит, что он говорит то, что думает.
Отнюдь. Человек равным образом может говорить правду
и врать, просить и требовать, превозносить и втаптывать
кого-то в грязь, но то, как он это делает, слова, которые
он употребляет, структура его фразы, речевые приемы
непременно будут отражать его образ мысли. Исследование
языка, устной и письменной речи любого человека может
оказаться не менее продуктивным для истинного понимания
его авторской позиции и личностных черт, чем изучение
прямого содержания речи. Этот сравнительно новый в науке
подход израильский славист (выходец из СССР), автор
статей и книг по истории русской культуры М. Вайскопф
применяет для анализа личности Иосифа Сталина, пытаясь
рассмотреть его через семантические, стилистические
и структурные модели текстов, вышедших из под его пера.
Задача эта непростая, требующая специальной методики
и большого скрупулезного труда, что автор и демонстрирует.
Он выделяет такие "содержательные компоненты сталинщины,
как магизм, культ Ленина, русско-революционная и кавказско-фольклорная
мифология, православие, язычество и т. п." Кроме того,
производится общий разбор словаря и основных риторических
приемов Сталина. Монография Вайскопфа, несомненно, представляет
большую научную ценность и интерес, но и не лишена недостатков.
В качестве первого, можно назвать сквозящую отовсюду
громадную ненависть, питаемую автором к своему "герою".
С одной стороны она естественна и вполне объяснима,
но с другой, лишает автора необходимой для научного
исследования беспристрастности, поэтому некоторые (не
ключевые, но все же) тезисы кажутся недостаточно обоснованными.
А второй существенный недостаток является следствием
и оборотной стороной сугубой научности книги - это довольно
сложный, насыщенный специальными (без пояснений) терминами,
язык, хоть и украшенный авторским выразительным и эмоциональным
стилем. Это обстоятельство делает довольно сложным чтение
книги человеком, не имеющим специальной подготовки.
В качестве примера можно привести один из главных сформулированных
автором выводов работы: "Несмотря на скудость и тавтологичность,
стиль Сталина наделен великолепной маневренностью и
гибкостью, многократно повышающей значение каждого слова.
По семантической насыщенности этот минималистский жаргон
приближается к поэтическим текстам, хотя сфера его действия
убийственно прозаична. Очевидно, это были те самые слова,
которые обладали одновременно и рациональной убедительностью,
и, главное, необходимой эмоциональной суггестией, обеспечивающей
им плодотворное усвоение и созвучный отклик. Иначе говоря,
они опознавались сталинской аудиторией как глубоко родственные
ей сигналы, как знаки ее внутренней сопричастности автору".
И все же для людей, действительно интересующихся личностью
Сталина, да и других коммунистических вождей, оставивших
огромный и страшный след в истории России, некоторая
сложность в восприятии материала не станет помехой,
и личность Сталина и его деятельность на советском троне
откроются с новой стороны.
(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!
ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 25/04/2001
Народ должен знать своих богов и героев.
Левкиевская Е. Е.
Мифы русского народа.
М.: Астрель, АСТ, 2000.- 528 с.: ил. ISBN 5-271-00676-X
10000 экз.
|
|
Всем нам с детства известны мифы разных
стран и народов: Древней Греции и Рима, Древнего Египта,
Древней Индии и т. д. Зевс и Осирис, Юнона и Исида,
Аполлон и Шива, так или иначе, стали частью нашей жизни,
и столкновение с этими именами вряд ли может кого-то
сильно удивить. А вот встретив такие имена, как Дажьбог,
Мокошь или Сварожич, большинство из нас просто не обратит
на них внимание, а более пытливые, удивившись, спросят,
кто это такие. Примечательно, что из всех перечисленных
имен словарю и корректору орфографии WinWord 97 неизвестны
только три последние, хотя все трое являются высшими
богами у восточных славян. Справедливости ради все-таки
надо сказать, что о Перуне и Велесе многие, в том числе
и уже упомянутый редактор WinWord 97, слышали, а, может
быть, даже что-то знают. Основных причин такого пробела
в знаниях мифов и языческих верований русского народа
две, и обе они связаны с приходом на Русь христианства.
"Когда христианство в I тысячелетии стало официальной
религией сначала в Римской империи, а потом и во всей
Европе, греческая и Римская мифология уже прошли долгий
путь развития и превратились в хорошо сложившиеся и
устоявшиеся системы мифов с развитым пантеоном высших
и низших богов". А "к тому времени, когда в 988 году
Древняя Русь приняла христианство, исторический путь
проделанный славянами, был еще очень коротким, их языческие
представления не успели принять вид единой системы,
а пантеон высших богов только начал складываться". Отсюда
и повсеместное сочетание язычества и христианства (некоторые
ученые даже называют это двоеверием) в народной жизни
на много веков после официального установления христианства.
Кроме того, "у греков письменность возникла задолго
до принятия христианства, все мифы были записаны, а
греческие и римские писатели заимствовали сюжеты из
национальной мифологии". У славян же в отличие от них
мифология "существовала исключительно в форме устных
преданий, потому что до принятия христианства у славян
не было письменности". Собиранием сюжетов и воссозданием
славянской мифологии занимались многие фольклористы,
историки и этнографы. Е. Левкиевская (автор данной книги)
попыталась собрать результаты работы ученых, обобщить
их и представить в доступной форме некую общую картину
верований и мифологических представлений русского народа.
Можно сказать, что попытка удалась и весьма успешно.
Хорошо изданная книга читается легко и интересно. Особенно
любопытно находить отголоски представлений наших предков
в современной повседневной жизни. Множество суеверий,
беря истоки в глубокой старине, живут и до сих пор,
ведь далеко не каждый из нас спокойно продолжает путь,
если дорогу перебегает черная кошка, а соседство с домовыми
воспринимается настолько естественно, что они фигурируют
даже в рекламе. Такие примеры можно приводить бесконечно,
причем за многими обычаями, традициями и предрассудками
стоят вполне серьезные (для наших предков) объяснения
и причины, о которых мы вообще не задумываемся. Если
же это кого-то заинтересует, то книга "Мифы русского
народа" поможет ответить на многие вопросы.
(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!
ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 23/04/2001
Караул, надувают!
Мифы "новой хронологии". Материалы конференции
на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова
21 декабря 1999 года.
Под ред. В. Л. Янина
М.: SPSL-"Русская панорама", 2001.- 296 с., ил.,
табл.- ("Антифоменко"). ISBN 5-93165-046-x
|
|
В последнее время "в России появилось
огромное количество квазинаучных трудов по истории,
созданных людьми, далекими от профессиональных занятий
исторической наукой, и прокламирующих необходимость
коренного пересмотра той модели всемирной и отечественной
истории, которая сложилась на основе фундаментальных
исторических исследований". Настоящим флагманом такого
рода фолк-хистори с начала 80-х гг. и до наших дней
стали работы А. Т. Фоменко по так называемой "Новой
хронологии", в которых автор, академик РАН, математик-геометр,
развивает придуманную еще сто лет назад теорию временного
сдвига и приводит свою реконструкцию Всеобщей истории.
По отношению к трудам Фоменко ученые-историки совершили
большую, но, хочется надеяться, поправимую ошибку. Вместо
того чтобы самим обратить внимание общественности на
агрессивную наукообразную (ну, как же, академик, светило
науки) фальшивку и провести ее научно-критический анализ,
они долгое время ее брезгливо не замечали и отмалчивались.
Аргументы были примерно следующими: "Ну как можно вести
научную полемику с дилетантом, не знающим и не признающим
историю как науку, который, основываясь на сплошь перевранных
фактах, домыслах и каких-то математических методах,
выстраивает фантастическую по своей бредовости теорию,
которою ни один нормальный человек всерьез не воспримет?"
Но оказывается, что не просто можно, но и жизненно необходимо,
ведь ситуация сейчас близится уже к интеллектуальной
катастрофе. Полки практически всех книжных магазинов
буквально забиты изданными огромными тиражами красочными
книгами Фоменко и его сподвижников, а это значит, что
спрос на них очень велик. Парадокс создавшейся ситуации
еще и в том, что даже умные, образованные и, казалось
бы, здравомыслящие люди готовы скорее поверить теориям
Фоменко, которые, собственно, на веру и рассчитаны,
чем "официальным" (почему-то для многих это синоним
слова "реакционный", а то и "продажный") историкам,
умоляющим не поддаваться новомодному увлечению. И только
недавно, осознав, что просто призывать людей к здравому
смыслу бесполезно, историки перешли к активным действиям.
Они обратились к ученым профессионалам в самых разных
областях знаний: историкам, филологам, лингвистам, астрономам,
математикам, физикам и специалистам в области математической
статистики с просьбой, разложив аргументацию Фоменко
на соответствующие составляющие (по разным дисциплинам),
провести последовательный критический разбор основных
ошибок и подтасовок, им допущенных. По результатам исследований
в МГУ была проведена конференция, материалы докладов
которой легли в основу представленного издания. Вот
тут-то и оказалось, что академик А. Т. Фоменко не только
профан в истории, но и человек, либо совершенно не компетентный
в астрономии и математической статистике, либо просто
наглый лжец и бессовестный фальсификатор, что гораздо
хуже, хотя незнание в таких делах все равно не освобождает
от ответственности. Кстати, для объективности слушаний
самому Фоменко и его последователям также было предложено
выступить на конференции с докладами. Как вы думаете,
кто-нибудь из них пришел?
(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!
Посмотреть предыдущие выпуски ГКО >>>
|