СтихиЯ
спонсор
 

ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 04/05/2001

Антология вождя.

Вайскопф М. "Писатель Сталин".

М.: Новое литературное обозрение, 2001.- 384 с. ISBN 5-86793-102-1 2000 экз.

Изображение обложки

Человек пишет и говорит так, как он мыслит. Это не значит, что он говорит то, что думает. Отнюдь. Человек равным образом может говорить правду и врать, просить и требовать, превозносить и втаптывать кого-то в грязь, но то, как он это делает, слова, которые он употребляет, структура его фразы, речевые приемы непременно будут отражать его образ мысли. Исследование языка, устной и письменной речи любого человека может оказаться не менее продуктивным для истинного понимания его авторской позиции и личностных черт, чем изучение прямого содержания речи. Этот сравнительно новый в науке подход израильский славист (выходец из СССР), автор статей и книг по истории русской культуры М. Вайскопф применяет для анализа личности Иосифа Сталина, пытаясь рассмотреть его через семантические, стилистические и структурные модели текстов, вышедших из под его пера. Задача эта непростая, требующая специальной методики и большого скрупулезного труда, что автор и демонстрирует. Он выделяет такие "содержательные компоненты сталинщины, как магизм, культ Ленина, русско-революционная и кавказско-фольклорная мифология, православие, язычество и т. п." Кроме того, производится общий разбор словаря и основных риторических приемов Сталина. Монография Вайскопфа, несомненно, представляет большую научную ценность и интерес, но и не лишена недостатков. В качестве первого, можно назвать сквозящую отовсюду громадную ненависть, питаемую автором к своему "герою". С одной стороны она естественна и вполне объяснима, но с другой, лишает автора необходимой для научного исследования беспристрастности, поэтому некоторые (не ключевые, но все же) тезисы кажутся недостаточно обоснованными. А второй существенный недостаток является следствием и оборотной стороной сугубой научности книги - это довольно сложный, насыщенный специальными (без пояснений) терминами, язык, хоть и украшенный авторским выразительным и эмоциональным стилем. Это обстоятельство делает довольно сложным чтение книги человеком, не имеющим специальной подготовки. В качестве примера можно привести один из главных сформулированных автором выводов работы: "Несмотря на скудость и тавтологичность, стиль Сталина наделен великолепной маневренностью и гибкостью, многократно повышающей значение каждого слова. По семантической насыщенности этот минималистский жаргон приближается к поэтическим текстам, хотя сфера его действия убийственно прозаична. Очевидно, это были те самые слова, которые обладали одновременно и рациональной убедительностью, и, главное, необходимой эмоциональной суггестией, обеспечивающей им плодотворное усвоение и созвучный отклик. Иначе говоря, они опознавались сталинской аудиторией как глубоко родственные ей сигналы, как знаки ее внутренней сопричастности автору". И все же для людей, действительно интересующихся личностью Сталина, да и других коммунистических вождей, оставивших огромный и страшный след в истории России, некоторая сложность в восприятии материала не станет помехой, и личность Сталина и его деятельность на советском троне откроются с новой стороны.

(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!



ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 25/04/2001

Народ должен знать своих богов и героев.

Левкиевская Е. Е.

Мифы русского народа.

М.: Астрель, АСТ, 2000.- 528 с.: ил. ISBN 5-271-00676-X 10000 экз.

Изображение обложки

Всем нам с детства известны мифы разных стран и народов: Древней Греции и Рима, Древнего Египта, Древней Индии и т. д. Зевс и Осирис, Юнона и Исида, Аполлон и Шива, так или иначе, стали частью нашей жизни, и столкновение с этими именами вряд ли может кого-то сильно удивить. А вот встретив такие имена, как Дажьбог, Мокошь или Сварожич, большинство из нас просто не обратит на них внимание, а более пытливые, удивившись, спросят, кто это такие. Примечательно, что из всех перечисленных имен словарю и корректору орфографии WinWord 97 неизвестны только три последние, хотя все трое являются высшими богами у восточных славян. Справедливости ради все-таки надо сказать, что о Перуне и Велесе многие, в том числе и уже упомянутый редактор WinWord 97, слышали, а, может быть, даже что-то знают. Основных причин такого пробела в знаниях мифов и языческих верований русского народа две, и обе они связаны с приходом на Русь христианства. "Когда христианство в I тысячелетии стало официальной религией сначала в Римской империи, а потом и во всей Европе, греческая и Римская мифология уже прошли долгий путь развития и превратились в хорошо сложившиеся и устоявшиеся системы мифов с развитым пантеоном высших и низших богов". А "к тому времени, когда в 988 году Древняя Русь приняла христианство, исторический путь проделанный славянами, был еще очень коротким, их языческие представления не успели принять вид единой системы, а пантеон высших богов только начал складываться". Отсюда и повсеместное сочетание язычества и христианства (некоторые ученые даже называют это двоеверием) в народной жизни на много веков после официального установления христианства. Кроме того, "у греков письменность возникла задолго до принятия христианства, все мифы были записаны, а греческие и римские писатели заимствовали сюжеты из национальной мифологии". У славян же в отличие от них мифология "существовала исключительно в форме устных преданий, потому что до принятия христианства у славян не было письменности". Собиранием сюжетов и воссозданием славянской мифологии занимались многие фольклористы, историки и этнографы. Е. Левкиевская (автор данной книги) попыталась собрать результаты работы ученых, обобщить их и представить в доступной форме некую общую картину верований и мифологических представлений русского народа. Можно сказать, что попытка удалась и весьма успешно. Хорошо изданная книга читается легко и интересно. Особенно любопытно находить отголоски представлений наших предков в современной повседневной жизни. Множество суеверий, беря истоки в глубокой старине, живут и до сих пор, ведь далеко не каждый из нас спокойно продолжает путь, если дорогу перебегает черная кошка, а соседство с домовыми воспринимается настолько естественно, что они фигурируют даже в рекламе. Такие примеры можно приводить бесконечно, причем за многими обычаями, традициями и предрассудками стоят вполне серьезные (для наших предков) объяснения и причины, о которых мы вообще не задумываемся. Если же это кого-то заинтересует, то книга "Мифы русского народа" поможет ответить на многие вопросы.

(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!





ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 23/04/2001

Караул, надувают!

Мифы "новой хронологии". Материалы конференции на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова 21 декабря 1999 года.

Под ред. В. Л. Янина

М.: SPSL-"Русская панорама", 2001.- 296 с., ил., табл.- ("Антифоменко"). ISBN 5-93165-046-x

Изображение обложки

В последнее время "в России появилось огромное количество квазинаучных трудов по истории, созданных людьми, далекими от профессиональных занятий исторической наукой, и прокламирующих необходимость коренного пересмотра той модели всемирной и отечественной истории, которая сложилась на основе фундаментальных исторических исследований". Настоящим флагманом такого рода фолк-хистори с начала 80-х гг. и до наших дней стали работы А. Т. Фоменко по так называемой "Новой хронологии", в которых автор, академик РАН, математик-геометр, развивает придуманную еще сто лет назад теорию временного сдвига и приводит свою реконструкцию Всеобщей истории. По отношению к трудам Фоменко ученые-историки совершили большую, но, хочется надеяться, поправимую ошибку. Вместо того чтобы самим обратить внимание общественности на агрессивную наукообразную (ну, как же, академик, светило науки) фальшивку и провести ее научно-критический анализ, они долгое время ее брезгливо не замечали и отмалчивались. Аргументы были примерно следующими: "Ну как можно вести научную полемику с дилетантом, не знающим и не признающим историю как науку, который, основываясь на сплошь перевранных фактах, домыслах и каких-то математических методах, выстраивает фантастическую по своей бредовости теорию, которою ни один нормальный человек всерьез не воспримет?" Но оказывается, что не просто можно, но и жизненно необходимо, ведь ситуация сейчас близится уже к интеллектуальной катастрофе. Полки практически всех книжных магазинов буквально забиты изданными огромными тиражами красочными книгами Фоменко и его сподвижников, а это значит, что спрос на них очень велик. Парадокс создавшейся ситуации еще и в том, что даже умные, образованные и, казалось бы, здравомыслящие люди готовы скорее поверить теориям Фоменко, которые, собственно, на веру и рассчитаны, чем "официальным" (почему-то для многих это синоним слова "реакционный", а то и "продажный") историкам, умоляющим не поддаваться новомодному увлечению. И только недавно, осознав, что просто призывать людей к здравому смыслу бесполезно, историки перешли к активным действиям. Они обратились к ученым профессионалам в самых разных областях знаний: историкам, филологам, лингвистам, астрономам, математикам, физикам и специалистам в области математической статистики с просьбой, разложив аргументацию Фоменко на соответствующие составляющие (по разным дисциплинам), провести последовательный критический разбор основных ошибок и подтасовок, им допущенных. По результатам исследований в МГУ была проведена конференция, материалы докладов которой легли в основу представленного издания. Вот тут-то и оказалось, что академик А. Т. Фоменко не только профан в истории, но и человек, либо совершенно не компетентный в астрономии и математической статистике, либо просто наглый лжец и бессовестный фальсификатор, что гораздо хуже, хотя незнание в таких делах все равно не освобождает от ответственности. Кстати, для объективности слушаний самому Фоменко и его последователям также было предложено выступить на конференции с докладами. Как вы думаете, кто-нибудь из них пришел?

(c) Илья Бер. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!

Посмотреть предыдущие выпуски ГКО >>>


Подпишитесь на нашу рассылку через Subscribe.Ru!
ГКО: Гуманитарное Книжное Обозрение

EZHEdnevki TopList
Дизайн и программирование - aparus studio. Идея - negros.