СтихиЯ
спонсор
 

ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 30/05/2001

КУЛИНАРНЫЕ ИЗЛИШЕСТВА

Рябов Г.Т. Конь Блђдный еврея Бейлиса.

М.:Детектив-Пресс, 2000. - 320 с. 5000 экз. (п) ISBN 5-89935-021-1

Изображение обложки

Кто герой нашего времени? Истинно говорю - Б. Акунин. Миф о "старых добрых временах" и "России, которую мы потеряли" популярен уже лет десять, но сейчас мы переживаем время настоящего "имперского бума". Вот и еще одна книга в стилистике Акунина или сериала "Империя под ударом", где говорят "рэвольюционэры" и "ваше благородие-с". Во вступлении автор, г-н Рябов, пишет: "Когда-то Ф.М. Достоевский, прочитав в газетной заметке о том, что студент убил старуху-процентщицу, написал свой гениальный детектив (в том числе)". Итак, Достоевский прочитал в газете про убийство старухи, а г-н Рябов изучил множество материалов по делу Бейлиса, и свои выводы об этом выпустил в форме детектива. Заранее предупреждаю, что книга с подзаголовком "История. Документы. Факты" не содержит не одного документа. Да и с фактами, не говоря уже об истории, не все гладко.
Итак, 1911 год, П.А. Столыпин собирается отменить черту оседлости для евреев и заявляет об этом императору. Таким образом он пытается отлучить евреев от революционного движения. Но этого не хотят черносотенцы. Ультраправые имеют своих людей повсюду: в правительстве, тайной полиции, корпусе жандармов. И вот появляется главный герой, агент Охранки, организатор различных политических убийств и провокаций, человек обманувший самого Ленина, новый наш Джеймс Бонд (пардон, новый Фандорин), Евгений Анатольевич Евдокимов. Начальство посылает его в Киев, мол, там кое-чего случится, нужно быть в курсе событий, инструкции - на месте. Впрочем, странный это Бонд; мысли его могут вызвать у читателя лишь крик: "Вот кретин! А я-то сразу догадался!". Ну что же это за секретный агент, которому нагло подсовывают в первый же день девушку, по совместительству сотрудницу охранки и бывшую проститутку, и он, до этого принимавший каждого забулдыгу за "наружку", тает даже без ее объятий. Что это за организатор убийств, который едва не падает в обморок при вскрытии трупа. И еще масса несуразиц в том же роде. Зато и герой, и читатель находят утешение в еде. Еда занимает очень важное место в книге. Наверное, столько же много места занимали поваренные книги среди материалов, которые автор изучал, готовясь к написанию книги. Герои едят "борщ свинский" "от Хохла", пьют "помрачительно пахнущий сладкий чай" и заедают "мягкой французской булкой, щедро наполненной "салфеточной" икрой. А еще герою предлагают "запечатлеть безешку", то есть съесть эклер. К сведению г-на Рябова, Гоголь, из которого этот оборот взят, имел в виду не пирожное "безе", а поцелуй. В общем, само по себе чтение кое-каких старых книг и написание слова "бледный" по старой орфографии еще не обеспечивает правдоподобия стилизации.
Теперь взглянем на концепцию. В 1911 году киевского еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве русского мальчика. Дело были инспирировано черносотенцами, они пытались доказать, что евреи с помощью христианской крови готовят мацу. Интеллигенция, как левая (Короленко, Блок, Горький), так и часть правой (Шульгин), выступила против этого дела, носившего явно антисемитский характер. В результате, суд присяжных оправдал Бейлиса, хотя и не отверг версию о ритуальном характере убийства. По концепции Рябова, такой исход был запрограммирован организаторами всей этой истории во властных кругах. Цель - доказать злокозненность евреев, не осуждая конкретного человека. Мысль интересная, но, к сожалению, никак не доказанная, а ведь она полностью отрицает все заслуги интеллигенции: раз все было решено заранее, то нечего было и бороться за несчастного Бейлиса. Вдобавок не вполне ясна позиция самого Рябова: вроде бы он евреев ни в чем не обвиняет, но и он сам, и его герои просто смакуют всевозможные антисемитские легенды. В конце книги все эти легенды опровергаются. Но редкий читатель доберется до конца этой книги: уж слишком невкусно она написана, несмотря на все кулинарные излишества.

(c) Михаил Фасолин. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!



ГУМАНИТАРНОЕ КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ 25/05/2001

ПОДМОСКОВНЫЙ АПОКАЛИПСИС

Гусейнов Р. Ибо прежнее прошло.

М., 2000. (п) 10000 экз. ISBN 5-7853-0132-6

Изображение обложки

Оказывается, интересные романы в наше время пишутся не только про XIX век, не только Б.Акуниным и не только в жанре исторического детектива. В данном случае действие происходит в один из самых трагичных периодов отечественной истории - во второй половине тридцатых годов двадцатого века. Машина террора рубит беспощадно. В СССР была построена идеальная система запугивания: ее величие и неуязвимость в отсутствии логики. Под подозрением все, никто не может чувствовать себя в безопасности. Постичь логику террора практически невозможно, однако безнадежные попытки это сделать все равно происходят. Именно такую попытку предпринимают герои романа "Ибо прежнее прошло" - жители маленького подмосковного городишки Зольска. Здесь представлены все слои "бесклассового общества": от партийного начальника Зольска Михаила Свиста, бесстрашного командира гражданской войны, который теперь в мирное время дрожит пред начальником НКВД, до начальника райотдела культуры Евгения Ивановича Вольфа, которого считают хитрым карьеристом, а он мечтает лишь об одном - не допустить ошибки на идеологическом фронте и дожить до пенсии, от прокурора Павла Кузькина, который вынужден подписать ордер на арест сводного брата и требовать расстрел для человека, который спас его в гражданскую, до отца Инокентия, боящегося, что в один прекрасный момент он останется единственным православным священником в России, и матери чекиста Харитона Зинаиды Олеговны, которая находит в словах "Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин" число Зверя. Самая колоритная фигура романа - начальник райотдела НКВД Степан Ибрагимович Баев. Его боятся все, он главный в городе, он повелевает судьбами людей, его день рождения превращается в роскошное "старорежимное" празднество с цыганами и фейерверком. Но и на него найдется управа, машина террора в первую очередь перемалывает своих же. Но в романе главное все-таки не сюжет, хотя он выстроен профессионально и увлекательно. Главное - философские беседы в традиции Достоевского и Владимира Соловьева. В последней части романа, которая называется "Откровения" (первая часть называется "Бытие", а вторая "Исход", что подчеркивает религиозно-философский характер произведения) в тюремной камере встречаются три человека. Это Глеб, сводный брат прокурора Кузькина, крестьянин из-под Ростова, человек глубоко верующий. Второй - Гвоздев, умный, блестяще образованный, циничный интеллигент. Третий - запуганный несчастный "начальник над культурой" Вольф, в голове у которого нет ничего, кроме страха, отчаяния и нескольких идеологических догм. Глеб и Гвоздев конструируют каждый свой мир: мир Глеба светел и чист, Глеб готов страдать во имя Бога. Мир Гвоздева - суровая научная реальность, человечество само себе готовит Апокалипсис без помощи всяких божественных сил. Но и Гвоздев верит в Христа:
"...Я верю в то, что однажды на земле родился человек, который стал Богом. И еще я верю, что мы с вами сами сможем спросить у Него, кто же из нас прав. Потому что я верю, что к нам придет именно Он. Но к Иудеям одновременно придет их Мессия. И к мусульманам - их Господин времени. Ведь вы же не захотите отнять у них их любовь, их красоту, их счастье? - Нет, Иван Сергеевич, не захочу, - Глеб улыбнулся вдруг, и взгляд его просветлел."

(c) Михаил Фасолин. При перепечатке ссылка на сайт stihija.ru обязательна!

Посмотреть предыдущие выпуски ГКО >>>


Подпишитесь на нашу рассылку через Subscribe.Ru!
ГКО: Гуманитарное Книжное Обозрение

EZHEdnevki TopList
Дизайн и программирование - aparus studio. Идея - negros.